Когда в Париже живешь впроголодь, есть хочется особенно сильно, потому
что в витринах всех булочных выставлены всевозможные вкусные вещи, а люди
едят за столиками прямо на тротуаре, и ты видишь еду и вдыхаешь ее запах.
Если ты бросил журналистику и пишешь вещи, которые в Америке никто не купит,
а своим домашним сказал, что приглашен кем-то на обед, то лучше всего пойти
в Люксембургский сад, где на всем пути от площади Обсерватории до улицы
Вожирар тебя не смутит ни вид, ни запах съестного. И можно зайти в
Люксембургский музей, где картины становятся яснее, проникновеннее и
прекраснее, когда сосет под ложечкой и живот подвело от голода. Пока я
голодал, я научился гораздо лучше понимать Сезанна и по-настоящему
постиг, как он создавал свои пейзажи. Я часто спрашивал себя , не
голодал ли и он, когда работал. Но решил, что он, наверно, просто забывал
поесть. Такие не слишком здравые мысли-открытия приходят в голову от
бессонницы или недоедания. Позднее я решил, что Сезанн все-таки испытывал
голод, но другой.
Из Люксембургского сада можно пройти по узкой улице Феру к площади
Сен-Сюльпис, где тоже нет ни одного ресторана, а только тихий сквер со
скамьями и деревьями. И фонтан со львами, а по мостовой бродят голуби и
усаживаются на статуи епископов. На северной стороне площади -- церковь и
лавки, торгующие разной церковной утварью.
Если отправиться отсюда дальше, к реке, то не минуешь булочных,
кондитерских и лавок, торгующих фруктами, овощами и вином. Однако, тщательно
обдумав, какой дорогой идти, можно повернуть направо, обойти вокруг
серо-белой церкви и выйти на улицу Одеон, а там еще раз повернуть направо, к
книжной лавке Сильвии Бич -- на этом пути не так уж много заведений,
торгующих едой. На улице Одеон нет ни кафе, ни закусочных до самой площади,
где три ресторана.
«Праздник, который всегда с тобой»




Похоже, я таки сумела предотвратить личный финансовый коллапс, так что никаких хемингуэевских поступков (типа, пойти и на последни едве сотни купить книжек) в ближайшее время совершить не удастся. Ура!