Дню Р. лучшего из Слигов посвящается Знаете ли вы, кто такой Евгений Ильич Ухналёв? Вам наверняка кажется, что нет, но на самом деле да. Он художник, причем одного из его произведений настолько широко известно, что у каждого россиянина старше четырнадцати лет есть его репродукция, а сотрудники милиции и таможенного контроля вообще наслаждаются этой работой по нескольку десятков раз в день. Видимо, все уже поняли, что Евгений Ильич — автор официального дизайна Государственного герба Российской Федерации. Кроме этого, он же автор штандарта и знака Президента, рисунков знаков орденов Святого апостола Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством» и ордена Мужества, герба Санкт-Петербурга, знака лауреата Государственной премии и еще множества знаков, значков, свидетельств и прочих таких штук.
Признайтесь, вы уже видите кого-то до противного Почетного и Заслуженного, гораздо больше чиновника, чем художника, правда же? Наверное, это какое-то особое русское мозгоизвращение — что связано с государством, хорошим быть не может по умолчанию, это что-то такое безликое, бездуховное и неживое. А между тем, в почти никому неизвестных работах Евгения Ильича Ухналева столько души и жизни, что словами не передать.
Это такой сцуко «черный пес Петербург», другого такого я в жизни не встречала.
Февраль 96-го. 1996 год. Бумага, тушь, перо
Надежда. 1987 год. Бумага, акварель, карандаш
Простите, что много, но меньше отобрать не могла — они все великолепны, как по мне.
Банковский мостик. 1995 год. Бумага, тушь, перо
Это моё. 1988-89. Холст, масло
Над вечным покоем. 2005 год. Цветная бумага, тушь, перо
Но это же наша Родина. Диптих. 2005 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера
Одесса. 1994 год. Холст, масло
Глухая пора. 1998 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера
Прими меня в лоно свое. 1992 год. Холст, масло, темпера, перо
Присутствие [коридор НКВД]. 1986 год. Холст, темпера, акварель
Пропилеи. 2004 год. Цветная бумага, тушь, перо, темпера
Круглая рига. 2004 год. Цветная бумага, тушь, перо
Скучный дом. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш
крупнее:
Трубы, крыши. Серия из трех листов. 1995 год. Бумага, тушь, перо
Все ушли - и слава Богу. Холст, масло
"А где-то по рельсам, по рельсам, по рельсам колеса, колеса, колеса..." Александр Галич.
Триптих. 2001 год. Холст, масло.
Николаевские чугунные ворота. [Павловск]. 2003 год. Цветная бумага, тушь, перо
Закат. 2005 год. Цветная бумага, тушь, перо
Зона (по Тарковскому). 1990 год. Холст, масло
Ненастье (Знак беды). 1982 год. Холст, масло
Всю жизнь. 1978 год. Бумага, акварель, карандаш
В 1948 году по ложному доносу Евгений Ильич был осужден на 25 лет по ст. 58 УК РСФСР и отбывал срок в тюрьмах и лагерях ("Кресты", Воркутлаг). В августе 1949-го Ухналёва доставили в Воркуту, на шахту «Капитальную», там его определили работать в проектную контору, сперва копировальщиком, потом архитектором. С помощью коллег-проектировщиков удавалось вынести за пределы зоны рисунки — художник клал их под обложку увесистой «Истории архитектуры», которую коллеги периодически уносили домой почитать.
Рисунки из Воркгулага: